Патриотическое воспитание

Трансформация Российского общества привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определен­ное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную пере­ориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высо­конравственной, социальноактивной личности с четко выраженной граж­данской позицией.

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детскомолодежной среде растет не­гативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое по­коление, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально эко номической, политической, культурной и других сферах общественной жиз­ни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патри­ота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим, проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших в российской педагогической науке и практике.

Понимание патриотизма имеет давнюю традицию в России, однако само понятие имело различное наполнение. В античности термин patria («родина») применялся к родному городугосударству, но не к более широким общнос­тям (таким как Эллада, Италия). Таким образом, термин patriota («патриот») означал приверженца своего городагосударства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времен пер­сидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрел ее в Новое время. В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при поли­тическом (неэтническом) понимании нации. По этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «ре­волюционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза». С появлением понятия «на­ционализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как при­верженность стране (территории и государству) – приверженности чело­веческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

На Руси первые упоминания о патриотическом воспитании молодого поколения можно найти в произведениях древнерусской литературы, которые воспитывали гордость за родную землю, способствовали формирова­нию патриотического сознания. Воспитание в то время было направлено на воспитание защитника русской земли, своего Отечества, жизнь во благо ко­торого представлялась высшей ценностью. В ХVIIIXIX веках под патриотическим воспитанием понимали воспи­тание полезных для государства граждан.

Совершенно иную трактовку имело рассматриваемое понятие в XX веке. Во времена Советского государства патриотизм был тесно связан с полити­ческой идеологией, так как его основу составляет отношение к государству, к нации, к другим странам. Одним из основных направлений патриотического воспитания в советский период являлось военнопатриотическое воспитание

В настоящее время патриотическое воспитание является веду­щим направлением государственной политики Российской Федерации. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20102015 годы» патриотическое воспитание оп­ределяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполне­нию конституционных обязанностей

В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как социаль­нополитический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. С учетом особенностей патриотического воспитания в современных ус­ловиях цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. На основании проведенного анализа работ, связанных с воспитанием патриотизма, представляется правомерным вкладывать в это понятие следу­ющее смысловое содержание: патриотизм – это синтез духовнонравствен­ных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые прояв­ляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органичес­кую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим) воспитания, что представляет собой гораздо бо­лее сложное сочетание, чем соотношение целого и части. Это связано еще и с тем, что:

– патриотизм возникает и развивается как чувство, все бо­лее социализируясь и возвышаясь посредством духовнонравственного обо­гащения;

– понимание высшего развития чувства патриотизма нераз­рывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявля­ется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осущест­вляемых субъектом на благо Отечества;

– патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;

– в качестве первоосновного субъекта патриотизма высту­пает личность, приоритетной социальнонравственной задачей, которой яв­ляется осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;

– истинный патриотизм – в его духовности

Таким образом, под патриотическим воспитанием мы понимаем вза­имодействие педагога и детей в совместной деятельности и общении, ко­торое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловечес­ких нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально­действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окру­жающим.

Исходя из этого патриотическая воспитанность у дошкольников – это ре­зультат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоциональноположительного отношения к заняти­ям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, сти­мулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности по­лученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности.

Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного воз­раста, так как дошкольный возраст наиболее сенситивен для воспитания патриотизма. В этом возрасте дети достаточно внушаемы, впечатлитель­ны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим. Впечатления и чувства, пережитые в де­тстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, оста­ются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания детей.

В содержание патриотического воспитания дошкольников входит:

– приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народноприкладному искусству, устному народному творчеству, музыкаль­ному фольклору, народным играм.

– приобщение к семейными традициям, составление родословной; при­общение к традициям детского сада; знакомство с городом, селом, его исто­рией, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

– проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные се­зоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

– организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, жи­вотных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизнен­ным условиям и ежедневно, по необходимости

В ходе исследования были выявлены следующие возрастные особен­ности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

– значительно расширяется объем знаний об окружающем мире, кото­рыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умс­твенном развитии;

– сформированы не только полноценные представления, но и простей­шие патриотические понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам;

– увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов;

– развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям;

– складываются начала действенного в полном смысле этого слова от­ношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой;

– появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать чтото нужное, полезное для окружающих

С целью выявления уровня патриотической воспитанности детей стар­шего дошкольного возраста, было проведено исследование. При организации исследования были использованы следующие мето­дики:

Анкета, направленная на выявление знаний об основах патриотическо­го воспитания.

Методика направлена на изучение уровня овладения детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об основных со­ставляющих патриотического воспитания. Критерии оценки: ребенок уве­ренно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на поставленный воп­рос (3 балла), ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются подсказки педагога (2 балла), ребенок не может правильно и са­мостоятельно ответить на вопрос, для правильного ответа требуется помощь педагога (1 балл).

Методика «Закончи предложения».

Методика направлена на определение уровня сформированности умений и навыков в патриотическом воспитании дошкольников. Методика состоит из 9 вопросов, ответы на которые предпола­гают выявить умения и навыки детей, связанные с патриотической воспитан­ностью. Каждого ребенка можно отнести к одной из следующих трех групп. В первую группу включаются дети, допустившие в большинстве случаев про­тиворечие собственных поступков и действий полученным знаниям – 1 балл. Во вторую группу относятся дети, допускающие неоднозначные поступки и действия не менее чем в половине утверждений – 2 балла. В третью группу вошли те дети, которые сумели при завершении предложений избежать проти­воречий с нормами патриотического воспитания – 3 балла.

Диагностическая карта экспертной оценки патриотической воспитан­ности (для воспитателей).

Данная методика позволяет определить не толь­ко такие составляющие патриотического воспитания, как знания, умения и навыки в области патриотического воспитания, но и уровень отношения к патриотическому воспитанию. Оценка уровня развития патриотической воспитанности: высокий уровень – 2535 баллов; средний уровень – 1424 баллов; низкий уровень – 013 баллов. Анкета для воспитателей «Патриотическое воспитание». Данная ан­кета позволяет выявить уровень отношения воспитателя к патриотическому воспитанию дошкольников. Уровни отношения: высокий уровень – 2331 балл, средний уровень – 1322 баллов, низкий уровень – 012 баллов. Задачами исследования были: выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков патриотической воспитанности, отношение к пат­риотическому воспитанию, выявление уровня отношения воспитателя к пат­риотическому воспитанию дошкольников.

В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста, в количестве 196 человек. В результате изучения уровня знаний по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста мы выявили, что в группе испытуемых домини­рует низкий уровень знаний по патриотизму и составляет 56,1%. Средний уровень знаний детей по патриотическому воспитанию составляет 26,5% ис­пытуемых, наименее выражен в данной группе высокий уровень знаний по патриотическому воспитанию и составляет 17,4%.

Все ответили на вопрос о том, в какой стране мы живем, однако, у 42,9% детей вызвал затруднение вопрос о столице нашей Родины (дети называли город, в котором родились или г. Казань, или отвечали, что не знают). Только 18,4% детей смогли ответить на вопрос о том, как называются люди, которые живут в нашей стране. 84.7% детей ответили, что наша республика называ­ется Татарстан. 97,4% детей правильно ответили на вопрос о том, в каком городе мы живем. 84,2% детей смогли ответить на вопрос о том, на какой улице они живут, однако, испытали трудности с названием улицы, на кото­рой находится детский сад. Из всех достопримечательностей нашего города дети смогли назвать лишь Казанский Кремль (и то не все дети смогли на­звать даже его). Большинство детей ответили, что с родителями они посеща­ли Казанский Кремль, десять детей отметили, что посетили Национальный музей. 51% детей знают символ нашего города.

Анализ результатов изучения уровней сформированности умений и на­выков патриотической воспитанности в группе испытуемых позволил нам придти к следующим выводам: доминирующим является низкий уровень сформированности умений и навыков патриотической воспитанности и со­ставляет 53%, наименее представленным в группе испытуемых является вы­сокий уровень и составляет 17,6%.

На природе дети обычно гуляют (16,3%), жгут костры (32,1%), ловят на­секомых (26,5%), собирают грибы и ягоды (78,6%). 63,8% испытуемых, уви­дев, что друг разбрасывает хлеб на улице, пожаловались бы родителям или воспитателям, 10,2% детей поругают друга, 26% детей ничего не сделают. Большинство детей знают как вести себя в городе, если потерялся, к кому надо обратиться, куда идти. На вопрос о том, что представляет собой наш город, дети отвечали, что это прекрасное, живописное местно, находится на берегу реки, у нас много памятников. На вопрос о рисунках дети отвечали, что они рисуют природу, Кремль, Москву и.т.д.

В результате изучения уровней сформированности отношения к патриотической воспитанности мы выявили, что в группе испытуемых преобладает низкий уровень и составляет 61,7%. Средний уровень составил 23%, высокий уровень составил 15,3%. В своем поведении дети мало проявляют эмо­ционального отношения к нормам патриотического воспитания, не испыты­вают особой любви к Родине, к природе родного края, хотя явно выражена любовь к близким, и способность сочувствовать окружающим.

Таким образом, мы выявили доминирование низких показателей патриотической воспитанности (знания, умения и навыки, отношение) в группе испытуемых старшего дошкольного возраста. В результате изучения уровней отношения воспитателей к патриотическому воспитанию дошкольников мы выяснили, что в группе воспитателей доминирует высокий уровень отношения к патриотическому воспитанию детей (53,4%), однако, присутствует и низкий уровень (13,3%), т.е. воспита­тели либо совсем не уделяют внимание патриотическому воспитанию, либо уделяют, но очень мало. Таким образом, наше исследование показало, что все показатели пат­риотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста имеют низкие значения, несмотря на то, что воспитатели уделяют достаточно вни­мания этому направлению воспитания.

Педагогической наукой накоплен большой опыт по воспитанию основ патриотического воспитания подрастающего поколения, однако, развитие современного российского общества требует пересмотра некоторых основ патриотического воспитания детей, так как современные реалии требуют совершенствования процесса формирования патриотических качеств личности.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о детских книгах, товарах для детей и не только о них: мимоза хостилис . фиалки комнатные . Вам нужна оперативная реклама на счетах квитанциях МГТС в ВАО Москвы? Заявка по телефону.   эти и разные другие спонсоры помогают разным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Детские книги:

Денискины рассказы (сборник)

Виктор Драгунский


Дорогие мамы и папы, настала пора вспомнить собственное детство и познакомить ваших детей с книгой, над которой когда-то смеялись и вы сами: ...


Тень каравеллы (сборник)

Владислав Крапивин


Повести, вошедшие в книгу, принадлежат перу одного из самых известных и читаемых детских писателей современной России – Владиславу ...


Юрка

Л. Кормчий


Сентиментальная повесть о судьбе мальчика-сироты принадлежит перу талантливого русского писателя XX века Л. Кормчего (подлинное имя – ...


Машка как символ веры

Светлана Варфоломеева


Автор повести «Машка как символ веры» – доктор медицинских наук, профессор, главный детский онколог Центрального федерального округа РФ. ...


День матери

Татьяна Богатырёва


Мама двенадцатилетнего Кеши из повести «День матери» – знаменитая поэтесса, – полностью погружена в свое творчество, в неудавшуюся личную ...


26-этажный дом на дереве

Энди Гриффитс


Если в доме нет места для собственного автодрома с электрическими машинами, капсулы невесомости или семидесяти восьми сортов мороженого, ...