Эстетико-национальное воспитание детей средствами куклы

Куклы не умирают – в них просто перестают играть. В. Пелевин

Куклаигрушка – одно из лучших средств воспитания ребёнка. Как от мечал В.А. Сухомлинский, «меня не смущало то, что девочки и мальчики играли в куклы несколько лет. Это не какоето "ребячество", как... думают отдельные учителя, а та же сказка, то же одухотворение живого существа, которое пронизывает творческий про цесс составления и слушания сказки. В куклах одухотворённый образ того, кого дети стремятся, говоря словами французского писателя СентЭкзю пери, приручить. Каждый ребёнок хочет, чтобы в нём было чтото беско нечно дорогое, родное. Я вниматель но следил за тем, какие духовные отношения складываются между детьми и их любимыми куклами» [7, с. 156]. По мнению современного исследова теля А.Ю. Гусевой, «солдатик отчасти является функциональным аналогом девчоночьей куклы, потому что пред ставляет модель человеческого тела. Но модификации телесности различ ны: для девочек кукла прежде всего тело физис, её надо одевать, кормить и укладывать спать. Для мальчиков солдатик – социальный "кирпичик", он "обязан" служить или участвовать в "военных действиях"»

В сознании ребёнка куклаигруш ка воспринимается как друг и потому может оказывать на него психотера певтическое воздействие. Исследова тель Г. Лэндрет отмечает, что исполь зование кукол позволяет решить семь основных задач игровой терапии: 1) установление позитивных отноше ний с ребёнком; 2) выражение широ кого спектра чувств; 3) проработка опыта реальной жизни; 4) прак тическая проверка ограниче ний; 5) развитие позитивного образа своего «Я»; 6) организация самопо знания; 7) возможность развития са моконтроля. Логически обосновывая выбор иг рушек для игровой терапии, Г. Лэнд рет выделяет игрушки из реальной жизни; игрушки, помогающие сни зить уровень агрессии; игрушки для творческогосамовыраженияиослаб ления эмоций. Куклаигрушка – это не только важное средство эстетического и фи зического воспитания, но и фактор человеческого прогресса: она помо гает ребёнку устанавливать взаимо отношения с окружающим миром. В наши дни к исследованию куклы большой научный интерес проявляют педагоги, психологи, историки, ис кусствоведы, философы. Но посколь ку современное понятие «кукла» под разумевает большой круг предметов, прежде следует разобраться, что мож но назвать куклой. А для этого надо обратиться к словарям. «Кукла, куколка – небольшое изоб ражение человека или животного, сделанное из дерева, бумаги или воска и служащее для забавы малым детям» (Словарь Академии Российской). «Кукла... сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. по добие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кук ла, автомат. Анатомическая или по вивальная кукла, фантом, разборное подобие человека для обучения.// У валяльщиков и др. мастеровых: болван, форма.// Пск. Около 20 фун тов чистого льна в связке.// Кал. орл. Завёртка... закрутка в хлебе// Выпу скная кукла, механическая, что сама бегает, живая.// Щеголеватая, но глупая или бездушная женщина. Оде ться куклою» (В. Даль. Толковый сло варь живого великорусского языка). «Кукла. 1. Детская игрушка в виде фигурки человека. 2. Фигура челове ка или животного в театральном представлении, управляемая изза ширмы актёром. Театр кукол. Быть куклой в чьихн. руках (перен.). 3. Фигура, воспроизводящая челове ческое тело. Куклы в витринах мага зинов» (С.И. Ожегов. Словарь русско го языка). «Кукла – игрушка в виде фигуры человека, чаще всего нарядной девоч ки, фигурка человека или животного в специальных театральных пред ставлениях» (В.Я. Черных. Истори коэтимологический словарь совре менного русского языка). «Кукла. 1. Детская игрушка в виде фигурки человека. // Устар. Статуэт ка.// Фигура человека или животно го из дерева, тряпок и т.п. в спец. те атральных представлениях. 2. О без душном и пустом человеке (чаще женщине). 3. Человек, действующий по воле другого» (Словарь русского языка. Академия наук СССР). «Кукла – разг. Свёрток, пачка, упаковка с нарезанной бумагой, дава емые мошенником вместо денег» (Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения. Российская Академия наук). Как следует из вышеизложенного, исторически куклой принято было считать детскую игрушку в образе че ловека, ребёнка. В традиционном русском языке словом «кукла» обо значали свёрток или болванку. В со временном представлении кукла – это антропоморфное изображение, используемое в игровой деятельно сти, украшении интерьеров, реклам ных акциях, киноиндустрии. Хотелось бы сказать несколько слов об облике современных кукол на телевидении. Как справедливо отме чает профессор В.Д. Кузнечевский, советские дети росли на Хрюше и Степашке, а наши дети – на покемо нах и уродцах со встроенными в жи вот телевизорами – телепузиках. «Не берусь судить, погибнет или нет рос сийская, а точнее – русская культура под обломками советского телевиде ния (а нынешнее российское ТВ именно таким и выглядит, взяв от своего предшественника велико лепную технологию и полностью вы бросив за борт моральнонравственную патриотическую начинку), – пишет В.Д. Кузнечевский, – но то, что про цесс гибели на наших глазах набирает силу, – это очевидно даже для тех, кто это телевидение делает»

В наши дни педагоги и психологи бьют тревогу, констатируя, что у де тей с их неокрепшей психикой фор мируется ложная картина мира. Это происходит под влиянием компью терных игр, где главные герои – кук лыроботы, мифические куклыино планетные пришельцы. Реальность кажется детям жестокой, оправдыва ющей преступность и насилие, поэто му они ощущают себя такими без защитными и неуверенными в соб ственных силах. Страх, подавляя личность, форми рует у детей рабскую психологию, разрушает их ценностные ориента ции и убеждения. Сидя подолгу за компьютером и наблюдая за агрессив ным поведением кукол на экране монитора, ребёнок перестаёт принад лежать самому себе. Он пытается устранить угрозу, но страх только усиливается. А вот традиционная кукла принад лежит миру детства. «Кукла несёт с со бою воспоминания о детском, фоль клорном, мифологическом и игровом мире», – замечал Ю.М. Лотман [5]. Педагоги считают, что кустарная кукла дороже, чем покупная. «Изве стно, что радующие взрослых дорогие "натуральные игрушки" менее при годны для игры, чем схематические самоделки, чьи детали требуют на пряжённого воображения» [5]. «Со здавая куклу самостоятельно, ребё нок чувствует себя творцом, анимато ром, способным оживить обычные вещи, из которых она сделана. Сотво рённое существо хранит тепло рук человека, оно единственное в своём роде, <…> обаяние ремесленной по делки возникает от того, что она вышла из чьихто рук и в ней запечат лён труд этого человека: это обаяние "сотворённости", а стало быть, уни кальности, поскольку момент творче ства невозвратим» [2]. В наши дни большинство кукол де лают из синтетических материалов.

Натуральные материалы, к сожале нию, очень редко используются при изготовлении промышленных кукол. Например, дерево, по мнению Ж. Бодрийяра, «обладает своей скры той теплотой и не просто отражает её подобие стеклу, оно само горит из нутри. В его волокнах сберегается время. Этот материал как бы живое существо»

Последние годы учёные, педагоги через центры дополнительного обра зования, научные конференции, школьные факультативы пытаются вернуть интерес детей к народной кукле. «Русская народная игрушка настойчиво напоминает нам, что кро ме компьютеров есть высокая просто та жизни человека в гармонии с ми ром природы и в согласии с Богом. Необходимая и настоящая основа для полноценного человеческого бытия на земле»

К примеру, куклы в национальных костюмах могут рассказать детям о культурных традициях разных наро дов, связанных с одеждой и тканями, из которых она выполнялась. В таких куклах созерцательный момент дове дён до высшей степени. Особенная яркость и насыщенность окраски кос тюма народной куклы, выделяя её из прочих, «обыденных» кукол, способ ны вызвать у ребёнка радость, создать необыденную игровую ситуацию. Наделены художественным обра зом и душевным теплом и традицион ные русские куклыперсонажи на родных сказок: Василиса Прекрас ная, Алёнушка, ЦаревнаЛебедь. Но, к сожалению, с каждым новым поко лением дети всё больше утрачивают уважение к русским народным тради циям. Современные дети получают ин формацию из СМИ. Бессмысленные детские сериалы, идущие по телеви дению, журналы для девочек о кукле Барби – всё это направлено на упро щение восприятия, формирование «человека потребляющего». Напри мер, самая модная на сегодняшний день кукла Братц, потеснившая на мировом рынке даже куклу Барби, имеет большую голову, тонкую та лию, фигуру взрослой женщины, чувственные пухлые губы, минда левидный разрез глаз. «Серийные игрушки ориентирова ны на организацию имитационных и конкурентных игр, так как проще предложить ребёнку ограниченное число вариантов игры, чем создать игрушку, стимулирующую творче ское самовыявление; вполне реальна опасность вытеснения креативных игр, то есть и творчества как феноме на, напрямую с ними связанного, из культуры, что может привести к её вырождению. Конкурентные игры обладания престижной игрушкой оказываются в числе наиболее про дуктивных стратегий социализации ребёнка, так как демонстрация пред метов престижного потребления быст ро включает его в социальную среду, а привычка к подобной игре полезна для существования выросшего инди вида»

Основу продаж в наши дни состав ляет поток западной не всегда качест венной игрушки: за счёт низкой цены она легко и быстро попадает к детям. Хотелось бы указать на следующие тенденции негативного влияния за падных игрушек на детское сознание: 1) зарубежные образы куколигру шек – разнообразные Мокси, Барби, Бон, Анабель, Чочо – внедряются в игровое «поле» наших детей, вытес няя национальные персонажи рус ской сказки, литературы, кино; 2) роботоподобные куклымонстры вызывают у детей страх, порождают разнообразные отрицательные эмо ции и комплексы; 3) куклы, превос ходящие порой рост ребёнка, име ющие длинные ноги и пышную грудь, а также куклы, прибавляющие в весе в зависимости от времени игры с ней, способствуют тому, что у детей в со знании может произойти путаница живого и неживого, реального и ис кусственного; 4) эстетически не оправданная кукла является носите лем безвкусицы. Как верно отмечала А.Ю. Гусева, «экспансия массовой культуры при водит к стиранию истинного лица национальной культуры… Следстви ем разрушения ценностно ориенти рованного ядра национальной куль туры является потеря основания самоидентификации, национально го самоопределения её представите лей»

В последние годы в продаже появи лись интерактивные куклы. В них большое внимание уделяется красоч ности, технологичности, многофунк циональности. Стоит ли удивляться, что дети всё более неохотно интересу ются русскими народными куклами? Задача педагогов и психологов – до нести до наших детей уважение к на циональным традициям средствами народной куклы. А для этого, с нашей точки зрения, необходим определён ный комплекс организационномето дических условий, включающий: – историкокультурологический подход, позволяющий рассматривать различные явления в народной кукле в их целостности и историческом раз витии; – этикоэстетический подход, на правленный на выявление специфики художественновоспитательной функ ции народной куклы и показывающий одновременно «общее» во взаимодей ствии с другими видами декоративно го искусства в системе культуры; – учёт региональных особенностей искусства куклы, прежде всего на родной, определяемых в значитель ной мере этническими традициями и культурными связями населения, опорой на сложившиеся этнопедаго гические традиции региона; – использование разнообразных технологий в обучении не только для формирования умений, навыков, а прежде всего для создания условий лучшего понимания смысла духов ных ценностей своей художественно творческой деятельности. Детей целесообразно обучать на родному искусству и культуре посред ством визуального ряда (иллюстра ции, слайды, диски). Необходимо рассказывать ребятам историю рус ской куклы, а потом расспрашивать о полученных впечатлениях. На осно ве знания культуры и искусства род ной страны подсознательно заклады вается национальное самосознание. Во время учёбы в школе дети долж ны получить как можно более полную информацию о культуре и искусстве других стран. Эти знания могут зна чительно расширить кругозор ребён ка и обогатить палитру его эстетиче ского вкуса, и он сможет легко отли чать русское народное искусство от зарубежного. Но, рассказывая о культуре и искусстве, педагог должен руководствоваться принципом «Лю би своё и уважай чужое» и предлагать детям для знакомства лучшие образ цы мировой народной культуры. Пра вильное развитие национального са мосознания состоит в том, чтобы ре бёнок не думал, что культура его страны – самая лучшая и единствен но правильная. Он должен чётко уяснить, что культуры всех стран важны, интересны, самобытны и по своему прекрасны. Именно за счёт их разнообразия, сочетания и взаимо проникновения происходит процесс развития и обогащения мировой культуры, а культурный обмен между странами укрепляет дружбу между народами. Изучение русского народного ис кусства на примере куклы обогащает детей духовно, нравственно, ориенти рует их на национальную культуру. У ребёнка возникает чувство гордости за то, что именно его предки создали такие уникальные образцы кукол. Потому так велико влияние русской народной куклы на развитие эстети ческого вкуса и национального само сознания у детей.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о детских книгах, товарах для детей и не только о них: тягачи SHACMAN   Народная медицина: https://furycoins.ru | Читаем на сайте: https://91j.ru | Все о собаке: https://marta-ko.ru | Новостной журнал: https://ododru.ru | Читаем и смотрим: https://good-woman.ru | Горячие новости: https://lumberwood.ru | Строительство: https://rooffing.ru эти и разные другие спонсоры помогают разным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Детские книги:

Денискины рассказы (сборник)

Виктор Драгунский


Дорогие мамы и папы, настала пора вспомнить собственное детство и познакомить ваших детей с книгой, над которой когда-то смеялись и вы сами: ...


Тень каравеллы (сборник)

Владислав Крапивин


Повести, вошедшие в книгу, принадлежат перу одного из самых известных и читаемых детских писателей современной России – Владиславу ...


Юрка

Л. Кормчий


Сентиментальная повесть о судьбе мальчика-сироты принадлежит перу талантливого русского писателя XX века Л. Кормчего (подлинное имя – ...


Машка как символ веры

Светлана Варфоломеева


Автор повести «Машка как символ веры» – доктор медицинских наук, профессор, главный детский онколог Центрального федерального округа РФ. ...


День матери

Татьяна Богатырёва


Мама двенадцатилетнего Кеши из повести «День матери» – знаменитая поэтесса, – полностью погружена в свое творчество, в неудавшуюся личную ...


26-этажный дом на дереве

Энди Гриффитс


Если в доме нет места для собственного автодрома с электрическими машинами, капсулы невесомости или семидесяти восьми сортов мороженого, ...