Воспитание нравственности у детей средствами искусства

Известное высказывание К.С.Станиславского, что «занятия театраль ным искусством требуют, прежде всего, воспитания в себе нравствен ных качеств, передового мировоззрения, качеств гражданина, актив ного участника общественных мероприятий», по прежнему актуаль но. Сценическое искусство по своей природе требует развития чувства коллективизма, товарищества, ответственности, умения подчинить свои интересы общему делу. К.С.Станиславский также говорил: «Я поставил бы идеа лом для каждого актера – полное духовное и внешнее перевоплощение. Пусть такая цель окажется недостижимой, как недостижим всякий идеал, но уже одно посильное стремление к нему откроет <...> неиссякаемый источник для работы, для изучения жизни и людей, а, следовательно, и для самообразования и самоусовершенствования». Элементы нравственноэтической и социальнопедагогической направленности в образовательном процессе театрального коллектива обеспечиваются посредством при общения учащихся школьников к лучшим традициям российской духовности, литерату ры, лучших образцов театральной культуры, через погружение учащихся в литературный и драматургический материал, который специально подбирается в целях нрав ственного воспитания школьников.

Это погружение осуществляется особыми режиссерскопедагогическими методи ками, которые включают в себя поэтапное знакомство учащихся с основами актерской грамоты, нравственных и духовных примеров из шедевров классической и духовной литературы. Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экс курсии, исследовательские экспедиции, творческие поездки, просмотр спектаклей под чинены требованиям образовательной программы.

Специфика театральных средств определяет технологический подход к воспита нию систематическое и последовательное воплощение на практике заранее тематиче ски продуманных упражнений, этюдов на темы нравственного воспитания («спор», «обида», «ссора», «поход», «больница», « помощь другу»). Возможность поэтапного воспроизведения педагогической технологии средствами театра обеспечивает достиже ние целей воспитания для всех учащихся способных и мало способных к театральной деятельности. Поскольку работа педагогапрактика в образовательном учреждении все гда имеет воспитывающий характер, педагогический процесс, осуществляемый с помо щью театральной деятельности, можно назвать воспитательным.

Для реализации воспитательной цели решаются такие педагогические задачи, как: обучающие, формирующие, воспитательные. Обучающие: обучение духовнонравственным традициям; обучение культуре зри тельского восприятия, норм поведения в коллективе и в общественных местах; обуче ние техническим приемам актерского мастерства и сценическому взаимодействию; обучение практическому применению специальных знаний, умений и навыков в процес се коллективной творческой деятельности.

Формирующие: формирование нравственного отношения к окружающему миру; формирование духовнонравственной устойчивости и эмоциональноволевых качеств личности; формирование навыков межнационального общения между всеми участника ми воспитательного процесса независимо от этнокультурной принадлежности; форми рование основ театральной культуры как составляющей общей культуры личности: куль туры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать, умения слу шать, эмоциональная отзывчивость; формирование способности действовать в коллек тиве для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности.

Воспитательные: воспитание работоспособности, решительности, бережливости, ответственности, выносливости, сопереживания; воспитание творческой смелости, художественного вкуса, самодисциплины; воспитание уважительного отношения к куль турному наследию своего народа; воспитание стремления к гармоничному развитию личности и совершенствованию духовнонравственных качеств; воспитание толерантно го отношения к другим национальностям и религиям.

Для детей младшего школьного возраста начинающих заниматься театральной дея тельностью наиболее эффективны различные игры. Например, игрыимпровизации по народным сказкам, детским стихам, басням Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, С.В.Михалкова, и других авторов, произведения которых адресованы младшим школьникам.

В.А.Сухомлинский уделял особое внимание в начальной школе сказкам. Сказки будят не только нравственные чувства, но и дают работу мысли. «Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруд нения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружаю щего мира, значит, можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить». Разбор и анализ сказочных сюжетов занимает много времени, так как имеет большое значение в интеллектуальной жизни школьника младших классов. Работа со сказочным материалом направлена на активизацию внимания, воображения, терпения, смекалки, сопереживания и является источником вдохновения для театрализованной игры.

Во время проведения или при анализе театрализованной игры педагог направляет детей, обращает их внимание на проявление товарищества, доброжелательности, спра ведливости, толерантности, осуждает эгоизм, грубость, несправедливость. На методологическое значение игры в воспитании ребенка указывал А.С.Макаренко: «Есть еще один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибоч но считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма и ребе нок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело... У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо про питать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра. У нас был завод, продол жает А.С.Макаренко, с первоклассным оборудованием. Делал фотоаппараты «Лейка» с точностью до одного микрона, и всетаки это была игра».

Надо отметить, что в младший школьный период театрализованные игры и игры импровизации приближаются по своему типу к творческим играм, которые проводятся в дошкольных учреждениях под руководством воспитателя на основе литературных текстов. Этот вид занятий приобретает в начальной школе целенаправленный характер, так как в него включаются элементы обучения детей умению действовать в предлагае мых условиях (обстоятельствах). Через театрализацию игр у младших школьников вос питывается способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведения, взятого для драматизации, видеть (воссоздать) в вооб ражении то, о чем говорится в тексте, помогать им, уяснить смысл отдельных эпизо дов, канву действия.

Чтобы эффективно воспитывать младших школьников посредством театральных средств, необходимо соблюдать ряд условий. Главное из них – это отношения педагога с детьми, которое выражается при помощи игровых приемов. Так называемой «игровой позицией педагога».

Игровое поведение проявляется в разнообразных игровых приемах педагога (можно дарить детям урок – как Ш. Амонашвили, или самому становиться учеником, как предлагает Е. Ильин, или входить в этюд и играть рядом с учениками, что делает автор). В спектакле «Денискины рассказы» по рассказам В.Драгунского автор играла две роли Раису Ивановну в рассказе «Главные реки» и роль мамы в рассказе «Тиха украинская ночь». Опыт показал, что театральное действие, организуемое педагогом, занимающим игровую позицию, обязательно коснется души и ума ребенка.

Следствием такой позиции является жизнерадостный, оптимистичный, или, по А.С. Макаренко, «мажорный тон» коллектива, обязательный для учащихся младших классов. «Область стиля и тона всегда игнорировались педагогической «теорией», писал А.С.Макаренко, а между тем это самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания. Стиль – самая нежная и скоропортящаяся штука. Стиль соз дается очень медленно, потому что немыслим без накопления традиции, то есть поло жений и привычек, понимаемых уже не чистым сознанием, а сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива». Необходимо уметь делать игру союзником педагогического труда, т.к. игра – это проверка ребенка «на опыт». В театральной деятельности педагогу нельзя чураться играть вместе с детьми. Не достаточно только предоставления возможности детям играть, предложения им тем, сюжетов, распределения ролей, определения творческих задач, а самому наблюдать со стороны.

Исследователи театральной детской игры (Ершова, Букатов, Некрасова, Никитина и др.) указывают на постоянные ошибки педагогов при организации творческого процес са, такие, как навязывание сюжета, показ, авторитарный стиль руководства игрой. Театральная игра, этюд – это такая особая деятельность ребенка, в которую нель зя вносить ни малейшего момента внешнего принуждения. Игровая позиция педагога – это особый стиль отношений между детьми и преподавателем. А.С.Макаренко писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная, ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И Вы, педа гоги, обязаны уметь играть. Я вот немолодой человек, а я играл<...> На меня многие педагоги смотрели как на чудака, что я занимаюсь игрой в рапорт. Надо играть с ребя тами, надо стоять во фронт, а потом можно рычать на них».

Попытка превратить игру из косвенного средства в «лобовой» прием императив ной педагогики приводит к невозможности самого театрального действия и к недоверию педагога. Надо заметить, что если по отношению к учащемуся младших классов мы говорим о воспитании театрализованной игрой, то по отношению к педагогу это – испы тание игрой. В этой связи на научно педагогических конференциях на первый план встает вопрос о профессиональной театральной подготовке. Режиссеры сталкиваются с отсут ствием знания педагогики и детской психологии, им не хватает профессиональных навыков, связанных с этапами построения стройной и последовательной системы обучения, воспитания школьников младшего возраста основам театральной культуры в различных ее областях. Пути и методы разрешения этого противоречия постоянно нахо дятся в центре внимания специалистов, организаторов театрального образования, явля ясь предметом исследования и обсуждения данной проблемы. В театральной деятельности между педагогом и школьниками младшего возрас та просматривается два плана игровых отношений: явный и скрытый. Явный план отно шений непосредственные действия, определенным образом оформленные (например, определение основной темы занятия, уточнение схемы этюда, распределение партне ров, освоение сценического пространства и т.п.).

Скрытый план отношений состоит в том, что педагог умеет так довести до детей свое мнение, нужную в данный момент педагогическую задачу, что у них возникает пол ная уверенность, что это они придумали все сами и самостоятельно действуют. Макаренко пишет, что для этого необходим определенный артистизм, «нужно бывает пережить колоссальное напряжение. В таком случае задача требует от меня прямо какойто сверхъестественной изворотливости и мудрости. Требует широкого раз вертывания приема и иногда сложной игры с детским коллективом, настоящей сцени ческой игры». Во время театрализованной игры у школьников младшего возраста наступает более тонкое и глубокое взаимодействие друг с другом, особое переживание происхо дящего, иное восприятие окружающего, эмпатия по отношению к партнерам. В этом возрасте оставляет след в душе и является воспитательным фактором не столько музыка, красочность, аплодисменты, яркие костюмы, сколько непосредственное уча стие в действии. Неважно в главных ролях или второстепенных, главное, в желаемых и значимых.

Обучение, постижение навыков актерской грамоты начинается с воспитания вни мания – умения видеть и слышать мир. Школьники младшего возраста поновому учат ся воспринимать окружающую действительность. Прежде чем перейти к общению с партнером, они тренируют и учатся контролировать свое общение с самим собой. Внимание развивает наблюдательность, наблюдательность, в свою очередь, пополняет запасы эмоциональной памяти, которые в младшем школьном возрасте не так велики. Эмоциональная природа школьника младшего возраста аккумулирует орга ничные, живые сценические взаимосвязи и претворяет их в этюдах «на общение». Поэтому для начинающих целесообразно завершать первый год обучения упраж нениями и этюдами на общение, в которых бы последовательно, шаг за шагом, пред усматривалось прохождение всей азбуки сценической грамоты от внимания к вообра жению.

Поняв природу простейших сценических действий, научившись ставить себя с помощью воображения и магического «если бы» в предлагаемые обстоятельства, школьник младшего возраста научается менять свое отношение к партнеру. В упражне ниях и этюдах на общение сфокусированы все элементы системы обучения. Общение и живой контакт с партнером покажут, усвоил ли учащийся тот или другой раздел про граммы или нет, помогут выявить, и по возможности скорректировать, доминирующие элементы конкретной личности, не справляющейся с какойлибо ситуацией. Следующий (второй) год обучения целесообразно начинать с повторения пройден ного (упражнений на управление своим вниманием, развитие воображения и т.д.). Особое внимание следует обращать на коллективность выполнения заданий. В этот период продолжается становление и развитие театрального коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений. Содержание сюжетных коллек тивных игр, этюдов ( «магазин», «после каникул», «день рождения», «больница» др.) помогают обратить внимание детей на нравственную сторону взаимодействий и взаи моотношений друг с другом.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о детских книгах, товарах для детей и не только о них: автоматический полив hunter . аэропорт пудун . Эффективная и креативная реклама такси.   Новостной ресурс: https://novostiu.ru | Источник: https://medprav.ru | Читаем тут: https://pridemed.ru | Новостной ресурс: https://evroinstroy.ru эти и разные другие спонсоры помогают разным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Детские книги:

Денискины рассказы (сборник)

Виктор Драгунский


Дорогие мамы и папы, настала пора вспомнить собственное детство и познакомить ваших детей с книгой, над которой когда-то смеялись и вы сами: ...


Тень каравеллы (сборник)

Владислав Крапивин


Повести, вошедшие в книгу, принадлежат перу одного из самых известных и читаемых детских писателей современной России – Владиславу ...


Юрка

Л. Кормчий


Сентиментальная повесть о судьбе мальчика-сироты принадлежит перу талантливого русского писателя XX века Л. Кормчего (подлинное имя – ...


Машка как символ веры

Светлана Варфоломеева


Автор повести «Машка как символ веры» – доктор медицинских наук, профессор, главный детский онколог Центрального федерального округа РФ. ...


День матери

Татьяна Богатырёва


Мама двенадцатилетнего Кеши из повести «День матери» – знаменитая поэтесса, – полностью погружена в свое творчество, в неудавшуюся личную ...


26-этажный дом на дереве

Энди Гриффитс


Если в доме нет места для собственного автодрома с электрическими машинами, капсулы невесомости или семидесяти восьми сортов мороженого, ...